Память не есть нечто неизменное, постоянное, завершенное, получаемое каждым при рождении. Как и весь организм, она проходит сложный путь развития. Многие нередко спрашивают, нельзя ли улучшить память. Повседневные наблюдения и научные изыскания помогают ответить на этот вопрос положительно. Для этого необходима большая и систематическая тренировка.
Известен такой факт. Немецкий археолог Генрих Шлиман, прославившийся при раскопках в Греции и Малой Азии, в юношеские годы обладал очень плохой памятью. Неустанными упражнениями в изучении иностранных языков он так развил и крепил ее, что поражал окружающих. Ученый писал: «Таким образом, я настолько укрепил свою память, что через три месяца уже легко мог... к каждому уроку повторить наизусть по двадцать печатных страниц английской прозы, предварительно лишь трижды прочитав их». Изучив английский язык, Шлиман перешел к французскому и овладел им в течение шести месяцев. В дальнейшем он так укрепил свою память, что только по полтора месяца затратил на освоение таких языков, как голландский, испанский, португальский и итальянский.
Подобные примеры можно умножить. И знакомясь с ними, приходится согласиться с академиком В. А. Обручевым, утверждавшим, «что способности, как и мускулы, растут при тренировке».
Каждый, кто захочет проявить некоторые усилия в деле укрепления своей памяти, всегда в большей или меньшей степени добьется соответствующих успехов.
В заключение хотим дать нашему читателю несколько советов более частного характера.
Пожилым людям, чтобы освободить память от перегрузки второстепенным материалом, следует завести записную книжку. В нее надо заносить план работы на следующий день и по ней проверять выполнение заданий текущего дня. Это будет способствовать лучшему упорядочению работы и укреплению памяти.
Некоторые люди в пожилом и преклонном возрасте нередко жалуются на ослабление памяти, забывчивость. В подобных случаях аккуратно ведущаяся записная книжка во многом поможет каждому человеку.
Если расстройство памяти прогрессирует, то следует обратиться за медицинской консультацией в лечебно-профилактическое учреждение. Врач установит в каждом отдельном случае причины наблюдаемых нарушений в работе памяти и поможет своему пациенту соответствующими лечебно-профилактическими рекомендациями.
Но главный совет – не лечиться самим, не обращаться за медицинской помощью к услугам знахарей, не слушать «лечебных» советов случайных людей. Они, конечно, помочь не смогут, но своим вмешательством затянут время, которое нужно было бы использовать для квалифицированного лечения.
Сказанное о памяти позволяет сделать вывод, что возраст не является препятствием для сохранения хорошей памяти. Подтверждение тому – жизнь Льва Николаевича Толстого. Стефан Цвейг в биографическом очерке, посвященном великому русскому писателю, говорил: «В 80 лет Л. Н. Толстой тренирует свои мускулы гимнастическими упражнениями и в 82 года на вершок от смерти он подстегивает свою лошадь, когда она упрямится после 20-верстового пробега галопом. Уже тянется глубочайшей старости вершина, и все же не подточен ни один корень пропитанного соком до последней минуты гигантского русского дуба...
...Острое зрение сохраняется до смертного часа..., ясный слух, впитывающие наслаждение широкие ноздри. И великолепным, непоколебимым остается ум. По-прежнему искрится его речь. Острая память хранит каждую деталь.... (разрядка наша Л. С.). Усталость не овладевает им во время десяти часов работы. Органы чувств всегда готовы к восприятию, они не нуждаются в искусственном подъеме, подстегивании».
Читайте также: