В настоящее время в отечественной автомобильной промышленности происходит значительная качественная перестройка в отношении пересмотра требований к системам двигателя, позволяющим управлять его рабочим процессом. Необходимость пересмотра существующих требований вызвана введением в нашей стране ГОСТ 16533 – 70 и ОСТ 37.001.054 – 74 на содержание токсичных элементов в отработавших газах автомобилей с целью уменьшения загрязнения воздушной среды городов, а также повышения конкурентоспособности отечественных автомобилей на мировом рынке. В связи с этим перед автомобильными и моторными заводами, а также заводами по изготовлению топливной аппаратуры карбюраторных двигателей встали новые задачи по пересмотру требований к системам двигателей. Одной из них являются новые требования к системе питания карбюраторных двигателей в части обеднения смеси на наиболее характерных режимах движения автомобиля, а также уменьшения разброса расходных характеристик в условиях массового производства карбюраторов. Несоответствие состава смеси режиму работы ухудшает мощностные и экономические показатели двигателя, а также вызывает изменение содержания токсичных веществ в отработавших газах.
Карбюратор является одним из основных приборов системы питания, от которого зависят количественный и качественный состав рабочей смеси в цилиндрах двигателя и рабочие показатели.
Совершенство карбюратора в значительной степени определяется тем, насколько точно он поддерживает необходимый состав смеси всех эксплуатационных режимах работы двигателя. Необходимый состав горючей смеси определяется: конструкцией карбюратора, оптимальным выбором дозирующих элементов, правильно заданными нормами расхода топлива на контроль расходных характеристик и высокой культурой производства.
Каждое промышленное изделие изготавливается в соответствии с определенной нормативно-технической документацией (стандартами, техническими условиями на изготовление, чертежом), в которой указаны основные характеристики качества изделия. Под качеством изделия понимается совокупность свойств, которые обуславливают пригодность данной продукции к удовлетворению определенных потребностей в соответствии с ее назначением. Основным нормативно-техническим документом, в котором указаны характеристики качества карбюратора являются технические условия на карбюратор, в которых заложены требования отраслевой нормали Н 8641 – 62; ОСТ 37.001.054 – 74; ГОСТ 1970 – 43; ГОСТ 14846 – 69.
Основными показателями рабочих качеств карбюратора являются расходные характеристики: дроссельная, внешняя и пусковая, которые представляют функциональную зависимость коэффициента избытка воздуха (или весового расхода топлива) от массового расхода воздуха, протекающего через карбюратор при разных положениях дросселя или его полном открытии. Эти характеристики гарантируют выполнение требований по обеспечению технико-экономических и эксплуатационных показателей двигателя и автомобиля, к которым относятся: 1) нормальный пуск; 2) нормальная работа двигателя на всех эксплуатационных режимах; установленная мощность, крутящий момент, минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода; 3) бесперебойная работа двигателя при переходах от малых нагрузок к большим и обратно; 4) приемистость двигателя; 5) расходы топлива на всех режимах работы двигателя в пределах допускаемых отклонений; 6) обеспечение требований ГОСТ 16533 – 70 и ОСТ 37.001.054 – 74 по содержанию токсичных элементов в отработавших газах двигателя.
Поэтому в условиях массового производства карбюраторов контроль рабочих показателей осуществляется путем определения индивидуальных расходных характеристик карбюраторов на различных контрольно-испытательных стендах. Устройство стендов и методы испытаний будут рассмотрены ниже.
В соответствии с требованиями технических условий на карбюратор установлены следующие виды испытаний в процессе его изготовления: операционный контроль; приемка ОТК завода; приемо-сдаточные испытания; периодические испытания на заводе; входной контроль потребителем. В зависимости от того или иного вида применяемого контроля качества карбюраторов на заводе применяются соответствующие методы испытаний: безмоторные стендовые и дорожные.
Читайте в разделе