Водный транспорт использует как природные (реки, озера, моря, океаны), так и искусственные (каналы, водохранилища) водоемы.
Среди видов водного транспорта морской наиболее важный. Он обеспечивает более 3/4 международных перевозок, прежде всего таких грузов, как нефть, уголь, руды металлов, зерно и др. Больше всего грузов морским транспортом перевозят Япония, США, Россия.
На многочисленных судах, бороздящих моря и океаны, чаще всего можно видеть государственные флаги Либерии, Панамы и Греции. Это – «дешевые флаги». Под ними плавают суда, обладающие налоговыми льготами и дешевой рабочей силой. Этим часто пользуются владельцы судов развитых стран.
Морские пути проложены через все океаны, но главные грузопотоки идут через Атлантический океан. Именно на берегах Атлантики находятся крупнейшие порты мира: Роттердам (Нидерланды), Гамбург (ФРГ), Марсель (Франция), Новый Орлеан (США). Крупнейшими портами на берегах Тихого океана являются Иокогама (Япония) и город-государство Сингапур.
Важное значение для морского судоходства имеют каналы, которые сокращают путь из океана в океан. Крупнейшими из них являются Суэцкий и Панамский.
Основным морским грузом продолжает оставаться нефть. Из каждых десяти тонн добытой в мире нефти шесть транспортируется нефтеналивными судами – танкерами. Однако в последнее время растет доля насыпных (угля, железной руды, зерна) и контейнерных грузов.
Кроме международных, морской транспорт осуществляет перевозки между портами одной страны, обеспечивая внутренние потребности государства.
Речной транспорт использует судоходные реки, каналы и другие внутренние водоемы. Он занимает последнее место среди всех видов транспорта (не считая воздушного) по объемам перевозимых пассажиров и грузов, а также по протяженности путей сообщения.
Как правило, этот вид транспорта обслуживает внутренние потребности отдельных стран. Но он осуществляет и международные перевозки по крупным речным артериям. Именно такими являются Рейн, Дунай, Одер, Волга и Днепр в Европе, Парагвай и Амазонка в Южной Америке, Нигер в Африке и др. В Северной Америке чрезвычайно важную роль играет система Миссисипи – Великие озера, соединенная глубоководным путем по реке Св. Лаврентия с Атлантическим океаном.
Велика роль речного транспорта в тех районах, где прокладывать сухопутный путь экономически невыгодно, например в районах Крайнего Севера (Россия и Канада).
Транспортное использование рек зависит и от уровня экономического развития страны. Поэтому многие речные пути используются еще недостаточно.
Воздушный транспорт наиболее дорогой. Однако высокая скорость, почти неограниченная дальность полетов способствовали его бурному развитию. У этого вида транспорта нет конкурентов в перевозках пассажиров и почты, а также ценного и срочного груза, особенно скоропортящегося. Поэтому не случайно крупнейшие города мира имеют по несколько аэропортов (Москва – четыре, Нью-Йорк – три). Всего же в мире существует почти 30 тыс. только гражданских аэропортов, из которых более 400 обслуживают международные перевозки. Среди них есть настоящие гиганты – аэропорты в Чикаго, Сингапуре, Франкфурте-на-Майне, Париже (Орли), Лондоне (Хитроу).
Современная реактивная авиация идет по пути дальнейшего увеличения скорости, пассажире- и грузоподъемности самолетов. Всемирно известны сверхзвуковые лайнеры типа «Конкорд» превышают скорость звука в 2,5 раза. Аэробус «Боинг» поднимает в воздух такое же количество пассажиров, как и железнодорожный состав. Украина производит грузовые гиганты – самолеты «Руслан» и «Мрия».
В некоторых развивающихся странах в настоящее время закладывается только каркас современной транспортной сети. В отдельных районах планеты и сегодня главными остаются традиционные виды передвижения – гужевой и вьючный.
Выводы:
Водный транспорт делится на морской и речной.
Морской транспорт выделяется наибольшим объемом перевозимых грузов.
Речной транспорт развивается при наличии глубоководных путей сообщения и играет заметную роль в труднодоступных районах.
Воздушный транспорт наиболее скоростной и быстроразвивающийся.
Читайте в разделе